|
|
|
Автомобили. Всё об особенностях выбора, эксплуатации, тюнинга и поведения на дороге. Темы общего характера. |
12.01.2013, 23:21 | #46 |
Ветеран
Регистрация: 18.04.2011
Имя: Фёдор
Откуда: Санкт-Петербург
Автомобиль: Koleos SL Bose
Возраст: 54
Сообщений: 4,098
Благодарности: 1,138/672
|
Plukh, так где здесь фаза трения покоя?
Уже если мы оперируем физическими понятиями (а не инженерными, где есть некоторые допущения) то давайте раскроем эту тайну. |
13.01.2013, 01:47 | #47 | |
Живёт в форуме
Регистрация: 03.04.2010
Имя: Виктор
Откуда: Москва
Автомобиль: Subaru Outback 2018 Premium ES
Возраст: 50
Сообщений: 1,173
Благодарности: 545/303
|
Цитата:
Теперь, надеюсь, понятно, почему бессмысленно говорить в данном случае о "фазе трения покоя", "фазе трения скольжения" и "фазе трения качения". Трение качения (которое, по сути, отражение простой мысли, что пятно контакта никогда не бывает нулевой площади и, стало быть, всегда присутствует некоторое плечо, мешающее равномерному и прямолинейному качению) никуда не девается, оно продолжает оказывать своё влияние на движение. Но как только линейная скорость вращения поверхности колеса становится меньше скорости движения автомобиля, появляются дополнительные силы трения. Часть из этих сил относится к трению покоя (в тех местах пятна контакта, где протектор не начал проскальзывать относительно дорожного покрытия), часть - к трению скольжения (там, где уже начал), часть - к разного рода видам вязкого трения (там, где протектор начал плавиться или присутствует жидкость на дорожном покрытии). По мере увеличения разности между скоростью авто и скоростью колеса доля разных видов трения меняется, вплоть до полной блокировки колеса (когда сила трения качения действовать перестаёт, остаётся только сила трения скольжения и силы вязкого трения). Раскрыли? |
|
13.01.2013, 02:06 | #48 |
Живёт в форуме
Регистрация: 03.04.2010
Имя: Виктор
Откуда: Москва
Автомобиль: Subaru Outback 2018 Premium ES
Возраст: 50
Сообщений: 1,173
Благодарности: 545/303
|
P.S. В случае идеального колеса и идеального дорожного покрытия события будут развиваться следующим образом:
1. Пока сила торможения Fb (сила, развиваемая за счёт трения тормозных колодок о тормозные диски) такова что сила трения в пятне контакта Ft меньше максимальной силы трения покоя: действует сила трения качения Fr и сила трения покоя, компенсирующая разницу между трением качения и силой торможения: Fb = Ft + Fr. Колесо (идеальное, напомню) имеет линейную скорость, равную скорости авто. 2. Когда сила торможения Fb становится такой, что сила трения в пятне контакта Ft больше максимальной силы трения покоя: действует сила трения качения Fr и сила трения скольжения, равная максимальной силе трения покоя. Fb = Ftmax + Fr. Колесо имеет линейную скорость меньшую, чем скорость авто (колесо скользит относительно поверхности). 3. Когда сила трения тормозных колодок о тормозной диск становится больше определённого значения, колесо полностью блокируется. Сила трения качения перестаёт действовать, сила торможения Fb = Ftmax, максимальной силе трения покоя. Я так понимаю, Вы именно это имели в виду, когда говорили, что нельзя перейти в фазу трения скольжения, минуя фазу трения покоя. |
Пользователь сказал cпасибо: |
13.01.2013, 02:18 | #49 |
Живёт в форуме
Регистрация: 03.04.2010
Имя: Виктор
Откуда: Москва
Автомобиль: Subaru Outback 2018 Premium ES
Возраст: 50
Сообщений: 1,173
Благодарности: 545/303
|
P.P.S. Чёт и так лекция получилась, но не могу не добавить два важных следствия из вышеуказанного:
1. Максимальная сила торможения достигается, когда колёса продолжают вращаться (потому что Fr + Ftmax по определению всегда больше, чем просто Ftmax), даже если не рассматривать вопрос оплавления протектора в пятне контакта. На практике, на современных машинах с высоким давлением в шинах вклад Fr незначителен, но это не значит, что он отсутствует. 2. ABS позволяет сохранить управляемость именно потому, что сила трения покоя противонаправлена к силе, пытающейся сдвинуть поверхности друг относительно друга. Для вращающегося колеса эта сила лежит где-то между плоскостью вращения колеса и вектором скорости авто. Как только колесо начинает скользить - т.е. начинает действовать сила трения скольжения, вектор которой направлен против вектора скорости - крутить руль бесполезно, вектор силы трения скольжения от положения колёс в пространстве не зависит. Это верно независимо от того, заблокировано колесо или нет - просто чем бОльшая часть пятна контакта скользит относительно дороги (а, естественно, в реальных условиях оно никогда не начинает скользить всё полностью и одномоментно), тем хуже управляемость авто. Вот теперь, как мне кажется, всё :-))))))))))))). |
13.01.2013, 11:39 | #50 | |
Ветеран
Регистрация: 18.04.2011
Имя: Фёдор
Откуда: Санкт-Петербург
Автомобиль: Koleos SL Bose
Возраст: 54
Сообщений: 4,098
Благодарности: 1,138/672
|
Цитата:
Добавить особо нечего, кроме, что коэфф. трения при трении покоя, скольжения и качения разные (написал в порядке уменьшения коэфф), соответственно сила трения при трении покоя будет максимальной. добавлено через 4 минуты Я бы для четкости написал: "в момент блокировки колеса", так как дальше, если колесо остается заблокированным, то остается только трение скольжение и сила трения будет меньше, чем максимальная сила трения покоя. Последний раз редактировалось fedot; 13.01.2013 в 11:39. Причина: Добавлено сообщение |
|
13.01.2013, 19:22 | #51 | |
Живёт в форуме
Регистрация: 03.04.2010
Имя: Виктор
Откуда: Москва
Автомобиль: Subaru Outback 2018 Premium ES
Возраст: 50
Сообщений: 1,173
Благодарности: 545/303
|
Цитата:
P.S. Коэффициенты трения покоя и скольжения - такого нет, есть просто коэффициент трения. А коэффициент трения качения - совсем другая величина, у неё даже размерность другая, чем у просто коэффициента трения. P.P.S. Коэффициент трения зависит от скорости, но для небольших скоростей изменение крайне незначительно, поэтому в "школьном" курсе физики им пренебрегают и считают, что КТ от скорости не зависит. |
|
13.01.2013, 19:29 | #52 |
Ветеран
Регистрация: 18.04.2011
Имя: Фёдор
Откуда: Санкт-Петербург
Автомобиль: Koleos SL Bose
Возраст: 54
Сообщений: 4,098
Благодарности: 1,138/672
|
Plukh, сдаюсь.
Напоследок объясните мне пример из учебника физики. Вы пытаетесь сдвинуть шкаф с места. Вы прикладываете определенное усилие, но как только вы его сдвинули, то Вы начинаете прикладывать гораздо меньшее усилие, чтобы его двигать. Это пример про трение покоя и трение скольжение. По вашему утверждению сила будет одинаковой. Я правильно изложил? Последний раз редактировалось fedot; 13.01.2013 в 19:34. |
13.01.2013, 19:41 | #53 |
Ветеран
Регистрация: 18.04.2011
Имя: Фёдор
Откуда: Санкт-Петербург
Автомобиль: Koleos SL Bose
Возраст: 54
Сообщений: 4,098
Благодарности: 1,138/672
|
Plukh, вот эта таблица Ваше утверждение, что коэфф. трения покоя и скольжения одинаковые опровергает. Коэффициенты трения покоя и скольжения для наиболее распространенных материалов. DPVA.info - Инженерный справочник
Добавлю ещё вот это: http://helpw.ru/KoefTrPok.php |
13.01.2013, 19:44 | #54 |
Живёт в форуме
Регистрация: 01.11.2009
Имя: Илья
Откуда: Москва
Автомобиль: Koleos DC'2008 был, теперь Freelander SE Si4'2013
Возраст: 52
Сообщений: 1,125
Благодарности: 329/172
|
|
13.01.2013, 20:07 | #56 |
Живёт в форуме
Регистрация: 03.04.2010
Имя: Виктор
Откуда: Москва
Автомобиль: Subaru Outback 2018 Premium ES
Возраст: 50
Сообщений: 1,173
Благодарности: 545/303
|
|
Пользователь сказал cпасибо: |
13.01.2013, 20:12 | #57 |
Ветеран
Регистрация: 18.04.2011
Имя: Фёдор
Откуда: Санкт-Петербург
Автомобиль: Koleos SL Bose
Возраст: 54
Сообщений: 4,098
Благодарности: 1,138/672
|
Plukh, бывает. Но суть это не сильно меняет.
Торможение на грани срыва колеса в скольжение максимально эффективно. А вот как разные системы АБС это делают - это несколько другой вопрос. Мы же здесь рассматривали принципы работы АБС, а не конкретное инженерное решение. Я думаю, если ни у кого больше вопросов нет, то дискуссию можно закрывать. |
31.01.2013, 19:21 | #58 |
Бородатый ПОЭТ, тыгыдымц его Рыжий Ус
Регистрация: 06.05.2009
Имя: Сергей
Откуда: Московский Зеленоград
Автомобиль: Koleos Diezel (new) + Fluence
Возраст: 52
Сообщений: 3,068
Благодарности: 4,014/1,440
|
Сегодня в полной мере ощутил работу АБС и всех систем безопасности Колеоса. Прозевал начинающуюся пробку и пришлось оттормаживаться в пол. Замигала аварийка и АБС стрекотала весело. На Лужковском коктеле начался занос ,но электроника сделала свое дело , даже рулем крутить не пришлось. Видео с регистратора как то не страшно как в натуре. Ну главное до дома доехал без проишествий))))))))
Смотреть с 40й по 45ю секунду, а то можно и не заметить )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) )))))))))))))) |
02.02.2013, 00:28 | #59 |
Модератор
Регистрация: 05.05.2009
Откуда: Москва, Фили
Автомобиль: Koleos LP Ф2. Duster 1.5 dci
Сообщений: 5,432
Благодарности: 3,698/1,360
|
|
02.02.2013, 12:53 | #60 |
Бородатый ПОЭТ, тыгыдымц его Рыжий Ус
Регистрация: 06.05.2009
Имя: Сергей
Откуда: Московский Зеленоград
Автомобиль: Koleos Diezel (new) + Fluence
Возраст: 52
Сообщений: 3,068
Благодарности: 4,014/1,440
|
Шины данлоп без шипов
|
Метки |
АБС |
Здесь присутствуют: 1 (Членов Клуба: 0 , гостей: 1) | |
|
|