Показать сообщение отдельно
Старый 29.11.2010, 11:11   #357
The Dreams Destroyer
 
Аватар для Excalibur
 
Регистрация: 01.03.2010
Имя: Алексей
Откуда: Железнодорожный
Автомобиль: Koleos DC 2.5CVT, SX4 AT4 4WD
Возраст: 53
Сообщений: 4,737
Благодарности: 2,930/1,077
Excalibur Гуру КлубаExcalibur Гуру КлубаExcalibur Гуру КлубаExcalibur Гуру КлубаExcalibur Гуру КлубаExcalibur Гуру КлубаExcalibur Гуру КлубаExcalibur Гуру КлубаExcalibur Гуру КлубаExcalibur Гуру КлубаExcalibur Гуру Клуба
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Dimoniy Посмотреть сообщение
ABS будет работать если хотя бы одно колесо вращается. А если они клином все сразу из-за вообще отсутствующего сцепления - с чего бы ему работать?
Работу и назначение ABS неплохо описал один мой оч.хороший знакомый
вот его пост:

Цитата:
АBS разрабатывалась как система, предотвращающая занос в момент торможения. Она не имеет отношения к повышению эффективности процесса торможения. Более того, побочным эффектом ее принципа действия в общем случае является некоторое ухудшение эффективности процесса торможения.

Машина без АнтиБлокировочнойСистемы.

Представь себе ледовый каток и грубо срубленную деревянную табуретку на 4 ножках. Швыряешь с размаху на лед табуретку, она скользит и крутится вокруг своей оси на ножках. Это модель поведения на скользкой поверхности машины без АБС, у которой все колеса заблокированы.

Пятна (точки) касания шин грунта представляют собой четыре абсолютно неподвижных "квадрата", как и у табуретки.
На машину не действует никаких "выпрямляющих" сил. Законы физики просто "не знают", что ты очень сильно хочешь, чтобы табуретка скользила именно покрашенной стороной вперед чтобы машину "несло" всегда именно фарами и лобовым стеклом вперед. То есть чтобы машину не заносило. Вектор инерции несет её в однозначно заданном направлении, но этому вектору абсолютно по барабану, что табуретка автомобиль крутится вокуг своей оси. Ведь точки касания грунта ножек табуретки шин автомобиля абсолютно одинаково и симметрично себя ведут, в какую сторону ни толкай автомобиль.

Есть и еще один нюанс. При таком скольжении шины быстро собирают (сгруживают, как совок) перед собой запас грязи, снега, ледовой крошки, нефтепродуктов и воды. Который стабильно, с акуратным постоянством, равномерным тонким слоем поступает под пятна касания шин и замечательно смазывает скользящие поверхности, обеспечивая водителю массу незабываемых ощущений. wink.gif

Машина с АнтиБлокировочнойСистемой.

Представь себе ледовый каток и ту же табуретку на 4 ножках, но ты решил сделать из нее салазки - приделал четыре лезвия от коньков. Как ее не швыряй и не закручивай, она моментально перестанет крутиться и будет двигаться во вполне предсказуемом направлении - по вектору лезвий коньков. Обеспечение такого эффекта и было задачей разработчиков АБС.

Фича в том, что машина с крутящимися (незаблокированными) колесами с точки зрения устойчивости является теми же самыми салазками с приделанными коньковыми лезвиями. Попробуй столкни салазки вбок, а попробуй - вдоль оси лезвий. По оси лезвий салазки покатятся с усилием в десятки раз легче. Аналогично - попробуй столкни машину с незаторможенными колесами вбок, и попробуй назад или вперед - аналогично, разница в усилиях понадобится в десятки раз.

Таким образом, на машину с крутящимися (незаблокированными) колесами действует явно выраженный стабилизирующий эффект, предотвращающий занос (предотвращающий вращение вокруг вертикальной оси). А вот машина с заблокированными колесами превращается в тупую неуправляемую табуретку... Кстати, пример с табуреткой иллюстрирует и улучшение "управляемости". Слегка повернув вокруг оси пару ножек у обычной табуретки, вряд ли можно заставить ее катиться по льду, допустим, по предсказуемой кривой траектории. А вот повернув пару передних "коньков" у салазок, этого добиться вполне реально.

Возникает противоречие - чтобы избежать заноса и гарантировать управляемость, надо держать колеса разблокированными, а чтобы обеспечить резкое торможение, их надо блокировать. Самый простой в технической реализации способ - совместить два удовольствия почти одновременно. Например, 0,1 сек тупо тормозить все колеса (замедляем движение) а следующие 0,1 сек - освобождать колеса для вращения (стабилизируем положение машины, избегая заноса).
Гидросистема, "бьющая в педаль", именно это и делает - ваша нога давит на тормоз, проваливается, колеса останавливаются, датчики вращения колес обнаруживают блокировку колес, гидросистема АБС начинает сопротивляться усилию вашей ноги, давит "снизу", пока не обнаружит, что колеса закрутились, затем перестает давить и ваша нога опять побеждает...
И весь этот процесс повторяется десятки раз в секунду.

Последствия наличия АБС, выводы

Таким образом, нетрудно понять, что заносоустойчивость и управляемость движения автомобиля с АБС при торможении приближается к заносоустойчивости не тормозящего автомобиля, чего инженеры и добивались.
Также нетрудно догадаться, что раз колеса тормозят не в течение всего времени нажатия на педаль а лишь какие-то 50 (или 60 или 70 или 80)% времени, то тормозной путь насколько-то увеличится. Что есть нехорошо.

Чтобы этого избежать, система АБС вводится в действие далеко не всегда, а подключается лишь в исключительных случаях электроникой автомобиля.
На каждом колесе есть датчик скорости вращения, и АБС подрубается только в случае, если обнаруживается остановка одних колес и продолжение вращения других. То есть когда возникает ситуация, провоцирующая занос - когда, допустим, правые колеса на скользкой грязи обочины, а левые на асфальте, а ты начинаешь притормаживать.
Колеса, находящиеся на поверхности с меньшей несущей способностью (грязи) при нажатии на тормоз, естественно, заблокируются раньше. На этом их тормозящие свойства и исчерпаются. Зато левые колеса, оставшиеся на асфальте, хотя и продолжат проворачиваться, но их тормозной эффект будет все ощутимее отличаться в бОльшую сторону от бессмысленно скользящих по грязи правых некрутящихся колес. Жигули от этого рано или поздно "крутанет" правой стороной вперед (представь, что ты бежишь по лесу, и неожиданно носком левого ботинка цепляешься за корягу, упадешь типа ведь правым боком).
А на Форде ты почувствуешь плохое, негодное торможение (тормозят по факту только левые колеса - да и то время от времени, периодически 5 раз в секунду). Зато сохранишь прямую траекторию. Что считается важнее.

Если же ты всеми 4 колесами на сухом асфальте, и жмешь тормоз, то у тебя все колеса симметрично и заблокируются. Соответственно, АБС так и не заработает, сколько не дави тормоз. Нет необходимости в стабилизации траектории, если под каждым из 4 колес поверхность с одинаковой несущей способностью (т.е. нет причин для заноса). А просто так увеличивать тормозной путь даже на асфальте было бы ни к чему.
Поэтому АБС вполне разумно не активизируется, и торможение Форда ничем особым не будет отличаться от Жигулевского.

Впрочем, у АБС с увеличением тормозного пути не все так грустно. Когда АБС разблокирует колеса, с них вовсе не снимается полностью тормозное усилие - оно в определенной степени остается, просто уменьшается в степени, достаточной для кратковременного проворота колес даже при бешеном нажатии водителя на педаль тормоза. Поэтому тормозной путь в самом неблагоприятном случае увеличится далеко не в 2 раза, а незначительнее.

Более того, в отдельных случаях АБС может даже сократить тормозной путь. Вспомним первый раздел сообщения и "нюанс", выделенный курсивом.
Так вот, работающая АБС позволяет периодически "перекатываться" колесам через собранный ("сгруженный") мазут, ледяные глыбы и снежно-ледяную кашу и т.п. Что в итоге на момент последующей кратковременной блокировки колеса позволит повысить тормозной эффект (тормозить начинаем заново 5 раз в секунду новым, чистым участком колеса, с незабившимся протектором; на новом, почти чистом участке дороги).
Но это всё частные случаи. В общем случае на практике, к сожалению, перевешивает эффект, удлиняющий тормозной путь, а положительный эффект нивелируется.

В итоге АБС - это скорее хорошо, чем плохо. Устойчивость к заносу вырастает изрядно, а тормозной путь увеличивается несильно.
Просто надо помнить о нюансах
с этим постом я согласен полностью с добавлением о том, что сохранение прямолинейности движения автомобиля продиктовано ещё и тем, что рисунок любой шины рассчитан на прямолинейное движение, при боковом движении он становится малоэффективным
__________________
"не мир пришел Я принести, но меч" (с) от Матфея 10.34
Excalibur вне форума   Перейти в начало страницы Ответить с цитированием