С вашего разрешения попробую поразмышлять логически на тему разных "почему"
В нашем случае мы имеем дело с двумя узлами автомобиля, один из которых исполняет роль ИУ (исполнительного устройства), другой - УУ (управляющего устройства). ИУ - это вариатор, УУ - ЭБУ соответственно.
Предположим, что УУ даёт команды узлам ИУ не вовремя, не на необходимый промежуток времени, не требуемой величины и т.д. Что происходит?
Происходит нарушение алгоритма нормального функционирования агрегата в целом, придуманного разработчиком. На практике, к примеру, какой-нибудь клапан открывается раньше или позже чем надо, из-за этого какая-нибудь шестерёнка не успевает или слишком рано входит в зацепление с другой и т.д. Раз не вовремя или рано, то что-то где-то начинает тереться, стачиваться, испытывать повышенные нагрузки и пр.
Для конечного пользователя, а именно водителя, это проявляется в виде нештатных звуков ("хрюка", "свиста", "дрынчания"...), в виде металлической стружки в поддоне, преждевременном выходе из строя деталей наконец.
На пальцах: представим маму, которая не дружит с башкой и говорит своему ребёнку спрыгнуть с крыши дома. Ребёнок, он изначально заточен под то, чтобы слушать то, что говорит мама, поэтому он прыгнет....и разобьётся. А если у мамы все свои дома, разве она такое скажет своему малышу? Нет конечно, и тот вырастет в хорошего папу (скорее всего). Вопрос: кто виноват в гибели ребёнка в первом случае? Если отбросить виновников в виде законов физики, строителей, построивших слишком высокий дом, эволюцию, не давшую достаточно крепкие кости или умение летать и пр. то останется больная на голову мама. В нашем случае наш ЭБУ - это она и есть
Теперь почему у всех по-разному? Ответ прост, как апельсин: ЭБУ у нас у всех, настраиваемый, т.е. хранит в себе все отклонения ИУ (вариатора) от "эталона". Ведь не возможно в условиях серийного производства наклепать "близнецов-братьев", поэтому каждая шестерёнка, вал, клапан и т.д. хоть на немного, но будет отличаться от первоначального образца, взятого за эталон. Вот величины этих отклонений ЭБУ у каждого конкретно взятого автомобиля и "помнит". Поэтому тупо заменить ЭБУ у всех нельзя, их ещё надо будет "приучить" (можно сказать "познакомить" с их конкретными ИУ).
Напоследок: раз речь идёт о софтовой ошибке управления ЭБУ, то скорее всего речь идёт о существенном отклонении в управлении от "эталона". Следовательно диапазона коррекции, доступного в настройках, не хватает и необходимо перешивать константы, хранящиеся в памяти программ микроконтроллера, т.е. менять прошивку микроконтроллера. Насколько я могу догадаться, ЭБУ разных серий могут поддерживать внутрисхемную смену прошивки или нет. В случаях, если внутрисхемная смена прошивки поддерживается, то лечение более-менее простое: перепрошивка и "обучение". А вот если не поддерживается, то замена ЭБУ + "обучение"
Как-то так
извините, если перенапряг своей писаниной