Хочу высказаться, как владелец дизеля, который часто общается с десятками других себе подобных.
После тех подарков, что миру подбосили люди, считающие себя борцами за экологию, эксплуатация дизелей стала дороже и рискованнее, чем бензиновых машин. Исключений из этого правила крайне мало.
Поэтому главное - не нужно искать экономию!
Перечислю, какие плюсы дизеля имели значение для меня:
1) Нравится ездить внатяг, на холостых. Это строго субъективно, и НЕ является результатом умственной деятельности. Так же нравится звук. Не все "трактористы" признаются в этом, но для многих это имеет значение. Люди, по-моему, стесняются сказать, что им это нравится. Словно кто-то их тут же упрекнет в неизлеченных комплексах из далекого детства (кто из мальчиков не мечтал стать настоящим водителем
)
2) Большой пробег на одной заправке, особенно по городу и по бездорожью. Это имеет значение, если вы отъехали от цивилизации, находясь в отпуске. Например, я, находясь в Астраханской области, могу накатать сотни километров по междуречью, не возвращаясь на большую дорогу. Каждый день отпуска: на рыбалку - с рыбалки, на охоту - с охоты. И так дней десять. Там, где бензиновая машина на бездорожье спалит бак, у меня уйдет половина.
3) Возможность езды внатяг на больших, в том числе грязевых шинах. Приведу пример. Сейчас мы (ORD) сидим в здании таксопарка. На работу каждый день езжу по пандусу. Машина спокойно едет вверх с отпущенными педалями на холостых оборотах (около 800 об/мин)! Комментарии, как говорится, излишни.
4) Возможность спать в автомобиле с работающим двигателем и НЕ отравиться угарным газом. Пример: май 2009 года, Дивногорье. Два человека, одного из которых Вы знаете много лучше, чем меня, спали в Кайроне с работающим дизелем. Не смотря на май месяц, ночью было очень холодно и дул ветер, который заставлял двигаться с наклоном туловища (едва не сдувал с ног).
5) Возможность оставить мотор на всю ночь около домика (котеджа или охотничьего домика) с работающим мотором при экстримально низких температурах. Пример: мне лично доводилось запускать "Шевроле-Ниву" на даче в Тверской области при показаниях термометра минус 36 градусов. Это была не просто жесть, а жесть без права на ошибку. Процедура програва подкапотного пространства подручными средствами (в первую очередь, тлеющими углями) заняла часа полтора. Другой пример: я оставлял на ночь работать дизельный УАЗ Хантер (несколько лет назад на турбазе), около озера Пено (от Селигера еще на Запад). Утром вышел - машину даже заводить не надо. Расход топлива у дизеля заметно меньше, но главное - он не пострадает от нагара и не заглохнет.
6) При должной подготовке, как это не покажется странным... дизельные автомобили лучше переносят зиму. Нужно пояснять, а то, не поверите. Начну с сообщения владельца дизельного Кайрона из Норильска (фраза на форуме, когда обсуждались зимние свойства): "У нас на Севере никто на бензине не ездит - только на дизелях. У нас можно зимой найти плохой бензин, но у нас нельзя найти зимой плохую солярку".
От себя добавлю. Для дизелей критичен подогрев заборника топлива и топливного фильтра. После пуска на моей машине они подогреваются обраткой. Главное - запустить. Для этого есть несколько типов электрических подогревателей. Например, бандаж на топливный фильтр. Стоит 2400 рублей (у меня уже стоит). Наконец, главное. Если топливо попадает в цилиндры дизеля, он когда-нибудь заведется - его можно крутить, пока живы аккумуляторы (свой и товарища). Но бензиновые моторы при низких температурах заливают свечи. Либо Вы запустите машину за первые 20 секунд, либо...
7) Дизельные машины более пожаробезопасны. Хотя они тоже горят, если при аварии замыкает проводку. Но гораздо реже!
8) Дизель менее чувствителен к нагрузке. Перегруженная машина почти не теряет в динамике разгона. Сама динамика, объективно - похуже. Но водителю почти всегда кажется, что дизель "тащит" лучше.
9) Традиционно к плюсам дизелей относят высокий ресурс и возможность заправиться на любой МТС. К современным дизелям Евро 4 это относится лишь отчасти. Ресурс деталей цилиндро-поршневой группы действительно выше, чем у бензина, но ремонт может стоить так дорого, что будет не целесообразен. Плохие дизели требуют дорогого ремонта при пробеге менее 150 тысяч, Хорошие - более 200 тысяч. Плохие дизели выбрасывают на помойку при пробегах аналогичных бензиновым моторам, хорошие - не раньше, чем через 500 тысяч. Топливо, слитое из трактора - в современном моторе использовать не желательно, НО в самом крайнем случае - такая возможность есть.
Ну и в довершении надо поругать - нельзя же только хвалить.
При обслуживании дизелей требуется очень высокая аккуратность, а при диагностике неисправностей - очень высокая квалификация.
Известны случаи, когда мотор был угроблен неаккуратной заменой топливного фильтра, когда в подающую магистраль попадал мусор.
Иногда встречаются сообщения типа: "Сделал у дилера ТО-?? тысяч, а через 2 000 км накрылась форсунка". Иногда между этими событиями НУЖНО искать причинно-следственную связь.
Чего-то я увлекся...
Всем удачи.