В этом сегменте именно класс оборудования довольно четко определяет количество скоростей. Не получится сделать совсем дешевый велосипед, у которого 30 скоростей.
IMHO Вы переоцениваете тлетворное влияние маркетинга
Недорогие велосипеды довольно адекватны своему назначению и я бы не стал ругать производителей за то, что они пихают слишком много передач или что эти передачи плохо подобраны.
Горный велосипед как бы подразумевает, что его используют в условиях сильно пересеченной местности. Я вот в Битце перед не особо крутым асфальтовым подъемом несколько раз слышал (да и сам давал, кажется) совет поставить 1/1. Если каталец не отличается подготовкой, сзади семь звезд и переключиться во время подъема заведомо не получится - это довольно рациональная стратегия.
С другой стороны, подавляющему большинству катальцев не нужны гидравлические тормоза, да и вообще, самым подходящим кандидатом на роль единственного велосипеда для горожанина мне кажется гибрид, а не дешевый МТБ c громко воющей и некатящей резиной.