Цитата:
Сообщение от Savejack
33 армия Ефремова под Юхновом.
|
Как же без 33-й армии, про неё написано больше, чем обо всех остальных армиях, участвовавших в наступлении Калининского и Западного фронтов. О рвавшихся к Вязьме с севера 39-й армии и 11-м кавалерийском корпусе С. В. Соколова известно гораздо меньше.
Цитата:
Сообщение от Savejack
|
Касательно интернета.
Уже в начале: -
Маршал Жуков Г.К., несмотря на негативное отношение к командарму, отзывался о Ефремове как о «талантливом и храбрейшем военачальнике».
Характеристика Жукова на Ефремова:
«
Оперативный кругозор крайне ограничен. Во всех проведенных армией операциях неизменно нуждался в постоянном жестком руководстве со стороны командования фронта, включительно тактического применения отдельных дивизий и расположения командного пункта армии. Приказы выполняются не в срок и не точно. Приходится все время подстегивать, за что имеет выговор в приказе». «Должности командующего армией не вполне соответствует. Целесообразно назначить командующим войсками внутреннего округа» ВИА, №3, С. 68.
Что касается самой операции, основной задачей 33-й армии -
максимально быстро добраться ударной группой до Вязмы и за хватить её без обеспечения линии снабжения.
17 января.
«
1. 5-я армия атакует Можайск и овладевает им без Вашей помощи. Движение 33-й армии на Ельню, как запоздалое, отменяется. 2. 43-я армия (194 сд), не встречая особого сопротивления противника, овладела Износки, Кошняки и наступает на Юхнов.
3. Создалась очень благоприятная обстановка для быстрого выдвижения 33-й армии в район Вязьмы в тыл вяземской группировки противника».
«
Ударную группу иметь в составе 113, 338, 160, 329 и 9-й гвардейской стрелковых дивизий… Вам быстрее выехать в 113-ю стрелковую дивизию, откуда управлять ударной группой»
30 января шифровкой № к/92 Г. К. Жуков усиливает 33-ю армию и конкретизирует задачу:
«
Приказываю: 1. Ударной группой армии без задержек наступать в направлении Красный Холм, Соколово, куда выйти не позднее 1 февраля 1942 г.
В дальнейшем, взаимодействуя с группой Белова, овладеть Вязьмой, охватывая ее с юго-запада.
2. Фронтовой резерв – 9 гв. сд, следующую в район Кукушкино, подчиняю Вам.
3. Ударную группу иметь в составе 113, 338, 160, 329 и 9 гв. Сд».
Отдав вполне определенные распоряжения, 30 января 1942 г. штаб фронта интересуется исполнением предыдущих приказов. Он запрашивает М. Г. Ефремова:
«
Кто у Вас управляет дивизиями первого эшелона?» – и получает ответ:
«
Дивизиями первого эшелона управляет военный совет армии. Выезд мой и опергруппы в район действий первого эшелона 29.01.1942 г. временно отложен в связи с обстановкой в районе Износки.
Ефремов, Шляхтин, Кондратьев».
М. Г. Ефремов находился в Износках и организовывал обеспечение флангов 33-й армии. Сразу же следует приказ:
«
Тов. Ефремову, 30.01.1942 г. Ваша задача под Вязьмой, а не в районе Износки, Оставьте Кондратьева в Износках. Самому выехать сейчас же вперед.
Жуков».
Вся 33 армия прератилась в некий обоз шириной 30км. и глубиной аж 80км!!! - хороша "ударная группа".
Кроме того, Ефремов решил озадачиться проблемой защиты коридора за спиной 33-й армии, которая, в принципе, не имела адекватного решения. Для защиты флангов М. Г. Ефремовым были оставлены 1290-й стрелковый полк 113-й стрелковой дивизии, по стрелковому батальону из 338-й и 93-й стрелковых дивизий, три стрелковых батальона из 9-й гвардейской стрелковой дивизии - части тех дивизий, которые должны были войти в ударную группу армии. Длина фланга 33-й армии, образовавшегося в результате пробежки из района Износок к Вязьме, практически исключала его прямую защиту. Для этого пришлось бы израсходовать всю ударную группировку, назначенную собственно для захвата Вязьмы. 33 армию легко можно было перехватить на Угре или где-нибудь еще, у немцев простора для творчества в данном случае было много.
Кроме того, "
в связи с угрозой противника штабу 33-й армии в Износках", начальник штаба армии генерал-лейтенант А. К. Кондратьев приказал командиру 160-й дивизии срочно возвратить один из полков в его распоряжение. Находившийся ближе других, в районе Валухово, 1293-й полк получил указание вернуться в Износки. Боеспособность дивизии значительно снизилась – 1293-й стрелковый полк являлся самым укомплектованным.
Итого: штаб 33-й армии вместо того, чтобы возглавить ударную группу армии в броске на Вязьму, сидит в Износках и изымает для своей защиты полки из выделенных приказом штаба фронта для наступления на Вязьму соединений, причем самые укомплектованные. Вследствие распыления сил попытка захватить Вязьму с ходу оказалась обречена на провал.
Собственно: «
…Как показало следствие, никто, кроме командующего 33-й армией, не виновен в том, что его коммуникации противник перехватил» – ЦАМО, ф. 208, д. 157, л. 17.
П.С. Каждый сам выбирает как относиться к судьбе 33-й армии и кто больше виноват, интеллигент Ефремов, который был хорошим человеком, но к военому делу был не способен или безграмотный, злой и коварный Жуков.
Тем не менее, выбор Жуковым армии Ефремова для прорыва к Вязьме, аукнулся Г. К. Жукову при жизни и аукается после смерти
Цитата:
Сообщение от Excalibur
В
про Халкин-Гол etc
для меня это из раздела "цепляния к словам", какая разница с какого момента ему дали "порулить"?
кстати любопытный момент по Халхин-Голу
командующими там были Самушкевич и Штерн (Жуков на тот момент был вообще малоизвестен), оба Герои Советского Союза, но обоих расстреляли в 41 без суда и следствия по личному указанию Берия
Жуков да, попёр наверх
интересно, а как бы воевали Самушкевич и Штерн, если бы их не расстреляли? кто знает? да никто, их расстреляли, а потом реабилитировали, посмертно
|
Халхин-Гол, был лишь "Тулоном" Жукова, попёр наверх позже.
Командиром корпуса в Монголии был Фекленко, начальником авиации корпуса Калиничев.
Почему Ворошилов решил вместо них поставить Жукова, а не того же Штерна, Конева (знавшего Монголию) или поставленного следить за Жуковым заместителя наркома обороны Г. И. Кулика., не известно. Тем не менее, командовать корпусом оставили проверяющего Жукова, может быть, сыграла роль характеристика Буденого.
Собственно, Жуков, хоть проявил себя талантливым полководцем, но сам, только учился воевать. Здесь его наставником и учителем выступал Шапошников:
В частности, в июле 1939 г. он телеграфировал командующему 1-й армейской группой Жукову:
«
Сочетать оборону и короткие удары по слабым местам противника мы не умеем…»
«
Отдохнувший противник в ночь с 7 на 8 июля вновь атаковал, и вам нужно было отбить противника на основном рубеже обороны. Вместо этого 9 июля вы перешли в общее наступление, невзирая на мое предупреждение этого не делать. Я предупреждал вас также не вводить в бой головной полк 82-й стрелковой дивизии прямо с марша; вы и этого не выполнили, хотя и согласились с моими указаниями. Я понимаю ваше желание вырвать инициативу у противника, но одним стремлением «перейти в атаку и уничтожить противника», как об этом часто пишете, дело не решается»
«
Вы жалуетесь на неподготовленность 5-й мотомехбригады и головного полка 82-й стрелковой дивизии, но ведь вы ничего не сделали, чтобы исподволь ввести их в бой, «обстрелять», дать комначсоставу и бойцам «принюхаться» к бою, обстановке. Вы эти части бросили наряду с другими в атаку, на них сделали ставку и хотели с их помощью «уничтожить» противника»
Жуков не сам себя назначал командующим: Ленинградским, Западным, Калининским, Сталинградским, Донским и т.*д. фронтами и не по своей воле занимался то тем, то другим. У других полководцев возможностей проявить себя было
более чем предостаточно. Тем же И. С. Коневу и М. А. Пуркаеву никто не мешал отличиться в «Марсе», однако они его провалили. Не Жуков довёл до позиционных «мясорубок» Юго-Восточный фронт, где моральное состояние советских войск было крайне низким (переходы части войск на сторону немцев, дезертирство и т.п.), так что пришлось вводить заградотряды по образу вермахта (в конце 1941 года немцы сформировали 100 штрафных рот, в которых солдаты искупали свою вину кровью. 10 штрафных батальонов были сформированы из провинившихся офицеров. Так же сформировали специальные отряды заграждения, которые размещали в тылу неустойчивых дивизий). В принципе, идеологом и практиком применения заградотрядов в РККА стал ещё Троцкий, во время гражданской.