Не моё
Балет Минкуса "Дон Кихот" уже бог знает сколько времени благополучно
идет на сцене питерского Мариинского театра. И вся история данного
балета на данной сцене распадается на два периода: период "до"
и период "после".
Период "до" характеризовался тем, что Дон Кихот и Санчо Панса
разъезжали по сцене соответственно на коне и на осле. И конь и
осел были живыми, настоящими, теплыvи.
Период "после" характеризуется тем, что Дон Кихот и Санчо Панса
шляются по сцене пешком. Не славные идальго, а пилигримы
какие-то. Куда подевались конь и осел? Сдохли? Сожраны
хищниками? Версии таинственного исчезновения со сцены коня и
осла плодились, как грибы после дождя. Я же получил сведения о
происшедшем от своего родственника, который работал осветителем
в Мариинском театре. Он утверждает, что все было именно так. Не
знаю. За что купил, как говорится, за то и продаю.
Итак, душераздирающий случай, поделивший историю спектакля на
"до" и "после", произошел в 1980 олимпийском году. До того дня на каждое
представление "Дон Кихота" из цирка выписывались хорошо выдресированные,
привыкшие к публике конь и осел. Но в тот злосчастный день конь заболел. И администрация
театра, совершенно не подумав о последствиях, арендовала коня из какой-то
конно-спортивной секции.
Тоже хорошо вышколенное животное.
М-да ! Если бы только не одно но.
Зверюга оказалась кобылой. Это обнаружилось только тогда, когда
уже звучала увертюра. Что-либо менять было поздно. Вы когда-нибудь пробовали в чем-либо
убедить возжелавшего женской ласки осла? Легче научить таракана танцевать еврейские танцы.
В первом же совместном появлении на сцене Дон Кихота и Санчо
Пансы осел, почуяв свеженькую кобылку, безумно возбудился. Издав
истошный рев,он встал на дыбы, сбросив с себя Санчо. После этого из его
подбрюшья начало вылезать нечто неимоверное по своим размерам и очень
непристойное по своему внешнему виду. Осел начал забираться
сзади на кобылу, которая явно не возражала против того, чтобы
произвести на свет мула. Дон Кихот, почуяв атаку
с тыла, проявил чудеса джигитовки и каким-то диким прыжком слетел с
седла. Санчо, спинным мозгом почувствовав, что сейчас
произойдет, начал тянуть осла за хвост.
Но проклятый ишак не сдавался.
К этому моменту он уже находился в нужном отверстии на теле
кобылы и работал с интенсивностью отбойного молотка. Откуда-то из
зала раздался истошный женский визг. Кто-то проорал "Закройте
занавес!" Дирижер механически продолжал размахивать руками, не
отрывая глаз от творящегося на сцене безумия. Оркестранты
развернули головы на 180 градусов и беззастенчиво пялились на
сцену. Музыка издала пару предсмертных тактов и тихо сдохла,
сменившись полоумным гоготом, доносившимся из оркестровой ямы.
Пожарные начали раскатывать по сцене рукава с целью образумить
распоясавшегося осла с помощью воды.
В общем, занавес закрыли только минуты через две.
В течение этих двух минут на сцене прославленного Академического Театра имени Кирова наблюдалось следующее:
Ишак с победным ревом дотрахивает томно прикрывшую глаза кобылу.
Санчо Панса тянет ишака за хвост, в результате чего вся сцена
смахивает на перетягивание каната. В углу сцены, схватившись за
голову и раскачиваясь из стороны в сторону, сидит на полу
совершенно обезумевший Дон Кихот.
Пожарные, изнемогая от хохота, раскатывают шланги, а из-за кулис
доносится вопль режиссера "Скорее, суки!!! Скорее!!!! Убью всех
на х..!!!" Из оркестровой ямы слышен уже даже не смех, а какое-то
бульканье. Дирижер, поддавшись всеобщему буйству, приплясывает
на своей подставке и откровенно болеет за осла.
Наконец занавес закрывается. Половина зала возмущается, треть (в
основном старые девы) лежат в обмороке, остальные требуют открыть
занавес, поскольку они, мол, заплатили деньги и имеют право все
это досмотреть . Все. На этом все и закончилось. На следующем
представлении Дон Кихот и Санчо ходили пешком. Сколько голов
полетело после этого злосчастного дня - неизвестно, да и не важно.
Как говорил Ираклий Андроников - "можно посылать соболезнования
цирку. Их лучшее представление прошло в Мариинском театре"...