P.P.S. Чёт и так лекция получилась, но не могу не добавить два важных следствия из вышеуказанного:
1. Максимальная сила торможения достигается, когда колёса продолжают вращаться (потому что Fr + Ftmax по определению всегда больше, чем просто Ftmax), даже если не рассматривать вопрос оплавления протектора в пятне контакта. На практике, на современных машинах с высоким давлением в шинах вклад Fr незначителен, но это не значит, что он отсутствует.
2. ABS позволяет сохранить управляемость именно потому, что сила трения покоя противонаправлена к силе, пытающейся сдвинуть поверхности друг относительно друга. Для вращающегося колеса эта сила лежит где-то между плоскостью вращения колеса и вектором скорости авто. Как только колесо начинает скользить - т.е. начинает действовать сила трения скольжения, вектор которой направлен против вектора скорости - крутить руль бесполезно, вектор силы трения скольжения от положения колёс в пространстве не зависит. Это верно независимо от того, заблокировано колесо или нет - просто чем бОльшая часть пятна контакта скользит относительно дороги (а, естественно, в реальных условиях оно никогда не начинает скользить всё полностью и одномоментно), тем хуже управляемость авто.
Вот теперь, как мне кажется, всё :-))))))))))))).
|