Цитата:
Сообщение от fedot
Plukh, так где здесь фаза трения покоя?
Уже если мы оперируем физическими понятиями (а не инженерными, где есть некоторые допущения) то давайте раскроем эту тайну.
|
Давайте раскроем, заодно проверим мои воспоминания о школьной физике :-). Трение скольжения и трение покоя - суть, одно и то же, вызваны одними и теми же физическими причинами (микронеровности соприкасающихся поверхностей, в свою очередь, ведущие к возникновению э/м сил отталкивания между молекулами двух материалов). Разница исключительно в том, как рассчитывается сила трения в этих двух случаях. В случае трения покоя до достижения определённого предела (называемого максимальной силой трения покоя) сила трения равна по модулю и противоположно направлена к проекции сдвигающих сил, действующих на тела, на плоскость их соприкосновения. При превышении этого лимита тела сдвигаются друг относительно друга (в простейшем случае - тело, к которому приложена внешняя сила, сдвигается относительно неподвижной поверхности). Сила трения, действующая при движении соприкасающихся тел друг относительно друга называется силой трения скольжения. Она равна по модулю максимальной силе трения покоя, а по направлению - противонаправлена к вектору скорости (и это, собственно, главное отличие трения скольжения от трения покоя).
Теперь, надеюсь, понятно, почему бессмысленно говорить в данном случае о "фазе трения покоя", "фазе трения скольжения" и "фазе трения качения". Трение качения (которое, по сути, отражение простой мысли, что пятно контакта никогда не бывает нулевой площади и, стало быть, всегда присутствует некоторое плечо, мешающее равномерному и прямолинейному качению) никуда не девается, оно продолжает оказывать своё влияние на движение. Но как только линейная скорость вращения поверхности колеса становится меньше скорости движения автомобиля, появляются дополнительные силы трения. Часть из этих сил относится к трению покоя (в тех местах пятна контакта, где протектор не начал проскальзывать относительно дорожного покрытия), часть - к трению скольжения (там, где уже начал), часть - к разного рода видам вязкого трения (там, где протектор начал плавиться или присутствует жидкость на дорожном покрытии). По мере увеличения разности между скоростью авто и скоростью колеса доля разных видов трения меняется, вплоть до полной блокировки колеса (когда сила трения качения действовать перестаёт, остаётся только сила трения скольжения и силы вязкого трения).
Раскрыли?