Ездить летом гораздо проще и безопаснее, чем зимой. Снег и лед вперемешку с кашей из реагентов и асфальтом способны сделать любую поездку непредсказуемой. Чтобы минимизировать риск, автомобили переобувают в зимние шины – фрикционные («липучки») или шипованные. Но одной этой меры недостаточно. Нужно еще знать особенности коробки передач своей машины и правильно ими пользоваться. Поэтому в период первых снегопадов актуальными становятся книги и статьи на тему зимнего вождения, а также форумы, где обсуждается подготовка авто и водителя к зиме. Не стоит забывать, что за 8 месяцев тепла автолюбители совершенно отвыкают от снега.
В этой статье мы рассмотрим особенности зимнего вождения с точки зрения коробок передач, поскольку шины и прочие аксессуары вы, дорогие читатели, уже выбрали и установили на свои машины.
Как известно, существует четыре типа коробок передач: «автомат», вариатор, «робот» и «механика». Все остальное – «типтроник», «мультитроник», «изитроник», DSG и т.п. – лишь разновидности перечисленных трансмиссий.
Как обмануть автоматическую «коробку»
Автоматическая «коробка», АКПП или «автомат» проста в использовании, но в этом есть подвох – зимой она становится небезопасной, если водитель на нее всецело полагается. Проевропейские, прояпонские и проамериканские настройки этой трансмиссии не годятся для русской зимы.
По конструкции АКПП представляет собой герметичную ванну или емкость, наполненную маслом. Упрощенно, по ее краям стоят два винта. Один связан с мотором, а другой – с колесами. Первый винт создает ток масла, а второй его ловит, раскручивается, в результате автомобиль едет. В режиме «Драйв («D») винт от мотора начинает медленно вращаться, поэтому автомобиль едет без подгазовок, стоит лишь отпустить педаль тормоза.
Как и двигатель, автоматическую «коробку» нужно прогревать. Процедура эта нехитрая. Переключаем рычаг АКПП в положение «D» или «R» и ждем на месте не менее 30 секунд, в зависимости от температуры воздуха. Если прогреть мотор, а «коробку» оставить холодной, и «дать жару», можно нарваться на дорогостоящий ремонт или полную замену агрегата.
Зима и гололед бывают не только в России, поэтому многие «автоматы» снабжены зимним режимом. Соответствующая кнопка может обозначаться знаком «снежинка», буквой «W» или надписью «Hold». В зимнем режиме «коробка» снимает лишний крутящий момент с колес, чтобы исключить их пробуксовку на скользкой дороге или в снегу, и поддерживает слегка повышенные обороты, чтобы эффективнее использовать торможение двигателем.
Если на вашем автомобиле нет зимнего режима работы АКПП, или настроенный алгоритм не подходит, пользуйтесь функцией переключения передач вручную – это и есть «типтроник», «мультитроник» или «изитроник». Начиная движение, сразу переходите на вторую передачу, чтобы исключить нежелательную пробуксовку, не позволяйте «коробке» переключать передачи при движении в гору и тормозите двигателем, постепенно понижая передачи. Все это «автомат» позволяет делать без риска выхода из строя. На хорошем покрытии (например, на чистом асфальте), возвращайте рычаг КПП в режим «D» и наслаждайтесь поездкой.
По нечищеным дворам на «автомате» лучше передвигаться на первой передаче, отключив, по возможности, систему ESP. Чтобы «коробка» не переходила на вторую ступень, нужно ехать в режиме ручного управления. В противном случае автомобиль может закопаться или встать: переключившись на вторую скорость, машина потеряет тягу и начнет замедляться, перейдет снова на первую и сорвет колеса в пробуксовку. Очень важно сохранять плавное равномерное движение. Буксовать на «автомате» нельзя – это может вывести трансмиссию из строя. Если вы застряли на АКПП, можно попробовать выехать враскачку, но действовать при этом нужно по-особому. Переключать режимы на ходу, без полной остановки, на «автомате» нельзя.
Отсюда и особый способ раскачки. Плавно едем вперед и в мертвой точке аккуратно жмем педаль тормоза. Переводим рычаг АКПП в положение «R» и едем назад до мертвой точки. Так повторяем до тех пор, пока машина не вырвется из снежного плена. Но не увлекайтесь: частые переключения «автомат» не любит, точнее, его гидрокомпенсаторы.
Многие АКПП имеют особые режимы работы, которые обозначаются цифрами «1», «2» или литерой «L» («Low» – пониженная). Они созданы специально для езды по снегу и грязи, и не дают «коробке» переключаться выше первой или второй скорости. Использовать эти режимы можно и нужно.
Как обмануть вариатор
Коробка-вариатор, известная также как CVT (Continuously Variable Transmission, что с английского переводится как «трансмиссия с плавно изменяемым передаточным числом»), похожа на «автомат», но работает немного иначе. Это два шкива, состоящие из пар конусов, обращенных узкой стороной друг к другу. Между шкивами зажат клиновый металлический ремень. Один шкив связан с двигателем, а другой – с колесами. Конусы синхронно сдвигаются и раздвигаются, обеспечивая плавное изменение передаточного числа. Поэтому автомобиль с вариатором едет без рывков, а переключений как таковых нет.
Управлять вариатором так же легко, как и «автоматом» – те же режимы, точно такой же рычаг КПП. Есть у вариаторов и функция переключения передач вручную. В этом случае разбиение на ступени условное – фиксируются определенные передаточные числа. Проще говоря, это баловство с единственным «плюсом» – можно тормозить двигателем.
В плане вождения все, что сказано про «автомат», в полной мере относится к вариатору – нужно греть трансмиссию и избегать буксования. Описанный выше способ преодоления препятствия враскачку к вариатору применим. Но есть один пункт, который делает эту коробку передач более приспособленной для езды зимой, по снежной каше. Передаточное число в вариаторе меняется плавно, связь мотора с колесами не теряется, а значит, закопаться шансов намного меньше. Только не давайте слишком много «газа», не мешайте, и вариатор повезет вас плавно, спокойно, уверенно.
Как договориться с «роботом»
Роботизированная «коробка» отличается от «механики» только тем, что передачи в ней переключает робот, он же выжимает сцепление. Водитель от нудного процесса освобожден. Такая трансмиссия пришла на «гражданские» автомобили из мира спорта, как легкая и надежная альтернатива «автомату», имеющая повышенный КПД. Нет ни увеличенного потребления топлива, ни потерь драгоценных секунд при разгоне.
«Роботы» могут оформляться точно так же, как вариаторы и «автоматы», а могут и иначе: не иметь режима парковки «P» и функции ручного переключения передач.
РКПП тоже нужно греть, но для этого нет необходимости переключать ее в режим «D». Вращающиеся первичные валы (а их у «робота» может быть до четырех) неплохо прогревают всю «коробку» во время холостого хода, но догревать ее все равно требуется – на ходу. Первые несколько сотен метров ехать надо плавно, без резких ускорений.
Пробуксовки ведущих колес «робот» не боится благодаря своему родству с «механикой». Прием раскачки использовать проще: поддаем «газку», чтобы «робот» схватил первую передачу и качнул автомобиль вперед, потом даем ему откатиться и снова поддаем «газу». Если настройки «робота» не позволяют так действовать, используем прием раскачки как на АКПП.
Упомянутая выше «коробка» DSG с двумя сцеплениями – тоже «робот», только с хитростью: пока сцепление разъединяет одну пару шестерен, он параллельно сцепляет другую пару. Получается молниеносное переключение без обрыва связи мотора с ведущими колесами – зимой это свойство особенно ценно.
На многих «роботах» во время переключения автомобиль ощутимо замедляется – это очень неприятно, а зимой еще и небезопасно. Не нужно ругать «коробку», достаточно просто во время переключения ослаблять нажатие на педаль «газа». Бывает, что подгадать момент переключения сложно, но тут уж ничего не поделаешь. Надо как-то находить общий язык со своим автомобилем.
Как приручить «механику»
Механическая коробка переключения передач, или сокращенно МКПП, знакома всем. На настоящие вездеходы устанавливается только она, поскольку не боится снега и грязи, плюс ее возможности не ограничены конструктивными особенностями.
МКПП, как и все другие «коробки», нужно греть перед поездкой. Прогрев начинается на холостом ходу и продолжается во время неспешного движения.
Буксовать на «механике» можно в волю, только зачем? Выезжать враскачку на этой трансмиссии – одно удовольствие: включаем первую или заднюю передачу, плавно газуем и тут же выжимаем сцепление, позволяя автомобилю откатиться (при этом можно переключиться на ходу и подогнать автомобиль), затем, когда машина снова покатится в нужном нам направлении, включаем передачу и поддаем «газу». Качаться так можно хоть целый день. Главное – не забуксовать и не закопаться.
Плавный старт на «механике» дается сложнее. Если вы уже привыкли к своему автомобилю, проблем, как правило, не возникает. В противном случае можно, едва стронувшись, выжать сцепление и как бы тронуться снова, но уже не на стоящем, а на катящемся автомобиле. Можно трогаться со второй передачи – зимой вреда от этого двигателю или «коробке» не будет.
Не переключайте передачу, когда едете в горку или под уклон. Проходите этот отрезок на одной, заранее выбранной ступени – не разрывайте связь двигателя с колесами ни на секунду. На скользких участках тормозите мотором, переключаясь на пониженные передачи. Не увлекайтесь «первой», переходите на «вторую», едва двигатель раскрутится до 1 300–1 500 оборотов в минуту.
Тихонечко!
Зимняя дорога, где бы она ни шла – змейкой по дворам или скоростной магистралью через поля, – всегда является опасной и непредсказуемой, даже если вы прошли курс молодого бойца по зимнему вождению в какой-нибудь автоакадемии. Снег не терпит резких движений, необдуманных поступков и больших скоростей. Берегите себя и окружающих от маленьких ошибок с серьезными последствиями!
Взято с сайта
Ремонт автомобиля